Заметки о понятии страха в современной философии

Гегель, его философская система и метод Г. Гегель создал грандиозную и всеобъемлющую философскую систему, в которой обобщил, насколько это способен сделать один человек, все существенные достижения не только философии, но буквально всех отраслей знаний. В основу своей системы он положил ряд исходных принципов. Поэтому весь разнообразный материал различных знаний представлен им не в хаотической, а именно в систематической форме. Гегель принял во внимание достижения не только культуры Нового времени, но стремился опираться на всю совокупность накопленных человечеством знаний. При всех особенностях современной интерпретации Г. Гегеля его философию следует рассматривать лежащей в русле новоевропейской культуры. Гегеля обнаруживаются те же фундаментальные черты этой культуры, которые ярко выражены у его предшественников. Это культ научного разума, и активно-творческое отношение к миру.

Формирование взглядов Гегеля на философию религии

Нумерация в конце страницы. Прежде всего, запросами современной идейной борьбы. Религия, хотя и претерпевает серьезный кризис, все же продолжает играть ведущую роль в духовной жизни буржуазного общества. Да и в социалистических странах, где она давно утратила господствующее положение, сотни тысяч людей искренне верят в бога.

Гегель считал, что в движении своей мысли человек может подняться с уровня человека с его потребностями и эмоциями, например страхом смерти.

Мы могли бы сказать следующее. Кант полагал, что нашел неизменные трансцендентальные предпосылки. Две формы восприятия, пространство и время, а также категории, включая причинность, всегда присущи всем субъектам. Гегель считает, что существует более широкий спектр трансцендентальных предпосылок и что они в значительной степени изменчивы. Трансцендентальные предпосылки одной культуры на некотором этапе ее истории не всегда являются трансцендентальными предпосылками других культур на иных стадиях их истории.

Гегель утверждает, что трансцендентальные предпосылки создаются историей и, следовательно, являются культурно относительными. Короче, существуют трансцендентальные предпосылки, которые не являются универсальными для всех людей. В одних культурах люди обладают ими, а в других — нет. Можно также сказать, что Кант занимается трансцендентальными предпосылками, от которых мы никогда не сможем отказаться и о которых мы можем только говорить.

В свою очередь, Гегель занимается трансцендентальными предпосылками, от которых мы можем отказаться и о которых мы можем говорить. В то время как Кант ищет определенное и неизменное, Гегель занят поисками исторического происхождения фундаментальных изменчивых точек зрения на мир. Мы можем сказать так: Именно история конституирует трансцендентальные предпосылки.

, , , , . , . , , , .

вые Гегель концептуально разделил «нравственность» и «мораль- ность» в . «Началом морального знания является страх, который неизбежно.

Как военный разгром должен привести к созданию условий, при которых германская агрессия никогда не смогла бы вновь поднять голову и опять ввергнуть мир в омут кровавых войн, так и в итоге морально-политического разгрома фашизма должны быть до конца выкорчеваны идеологические порождения гитлеризма — самой реакционной силы нашего времени, воплотившей в своей идеологии крайние тенденции германского империализма. Чудовищные злодеяния, творимые гитлеровской кликой, немецко-фашистской армией, оставили глубокий след в общественном мнении всего мира.

Широкие народные массы, люди науки и культуры на всём земном шаре задают себе вопросы: Как могло, наконец, случиться, что немецкий народ так долго терпит господство растленной фашистской клики? Когда думаешь о своеобразии этого идеологического развития, бросается в глаза следующее явление: Как известно, гегелевская философия имела две стороны: Но философия Гегеля имела, и другую сторону — идеалистическую догматическую систему, насквозь консервативную, которая находилась в резком противоречии с диалектическим методом.

Эти реакционные измышления Гегеля, послужившие после его смерти питательной почвой для правых гегельянцев, для всяких реакционеров в области философии и политики в течение второй половины столетия, стали особенно превозноситься и распространяться уже в столетии, когда расцвёл германский разбойничий империализм. Национализм Гегеля Гегелевская философия истории представляет собой применение его системы абсолютного идеализма к рассмотрению истории человечества.

Маркс и Энгельс, говоря о философии истории Гегеля, отмечали, что у него не только весь материальный мир превратился в мир мыслей, но и вся история превратилась в историю мысли. Гегель вскрывает недостатки и противоречия в трёх предшествовавших германскому миру кругах исторического развития, а затем переходит к характеристике германского мира. Германский мир, по Гегелю, венчает всю историю. Противоположность между государством и церковью исчезает, дух находит себя в светской жизни и организует её как органическое в себе наличное бытие.

Государство уже не стоит ниже церкви и уже не подчинено ей; церковь лишается своих привилегий, и духовное начало уже не чуждо государству.

/ _

Наука логики Гегель Так как истинная философия не берёт своего содержания извне, а оно само в ней создаётся диалектическим процессом, то, очевидно, началом должно быть совершенно бессодержательное. Таково понятие чистого бытия. Но понятие чистого бытия, то есть лишенного всяких признаков и определений, нисколько не отличается от понятия чистого ничто; так как это не есть бытие чего-нибудь ибо тогда оно не было бы чистым бытием , то это есть бытие ничего. Бытие становится ничем; но, с другой стороны, и ничто, поскольку оно мыслится, не есть уже чистое ничто: Это есть первое синтетическое, или умозрительное, понятие, остающееся душой всего дальнейшего развития.

И оно не может остаться в своей первоначальной отвлечённости.

Чувствуя это насилие, страх перед истиной может, конечно, и отступить и стремиться сохранить то, чему угрожает опасность быть утраченным.

Я отнюдь не является абстрактной всеобщностью, в которой, как таковой, нет никакого различия, никакого определения. Поскольку Я выступает как предмет Я, оно существует для него с этой стороны как то же самое. В другом оно созерцает самого себя. Этот момент необходим как и момент свободы самосознания внутри себя. Абсолютное равенство Я с самим собой по существу не непосредственно, но оно создается снятием чувственной непосредственности, [. Так оно выказывает себя соответствующим своему понятию, и, благодаря тому что оно придает Я реальность, оно должно быть признано.

Оба этих момента одинаково необходимы, однако ценность их не одинакова. Когда появляется неравенство, заключающееся в том, что для одного из двух самосознаний имеет существенное значение свобода, а не чувственное наличное бытие, для другого же это последнее, а не свобода, то при обязательном взаимном признании в определенной деятельности между ними возникает отношение господства и рабства или вообще служения и покорности.

Это различие самостоятельности дано как непосредственное отношение природы. Истинная свобода сама обладает наличным бытием. В качестве своей самости он имеет другую самость.

Вы точно человек?

Прогресс в познании мира, но главным образом в познании человеком собственной природы и установлении разумных общественных отношений. Одно самосознание встречает другое самосознание, встречаются множество самосознаний, и отношения между ними устанавливаются в зависимости от высоты развития каждого из них. Устанавливаются вследствие непрерывных конфликтов и войн. Возникшая политическая власть насильственных способом поддерживает иерархию отношений.

Но уже в страхе смерти сознание раба, ощутив власть своего О роли страха для развития самосознания Гегель продолжает мысль.

Отношение религии к государству. С течением времени мнение по этому вопросу у Гегеля также претерпевало существенные изменения. Молодой Гегель обвинял церковь и государство в том, что они действовали заодно, насаждая деспотизм. Теперь для него религия и государство - воплощение свободы. Государство и религия для него суть различные воплощения разума. Религия есть божественное знание, знание человека о боге и знание себя в боге.

Это есть божественная мудрость и область абсолютной истины В общем религия и основа государства - одно и то же: Религия есть знание высшей истины, и эта истина в ее более точном определении есть свободный дух? Государство есть лишь свобода в мире, в действительности Народы, не ведающие о том, что человек свободен в себе и для себя, живут в состоянии отупения как со стороны их государственного устройства, так и со стороны их религии.

В религии и государстве - одно понятие свободы.

УКАЗАТЕЛИ УЧЕНИЕ ГЕГЕЛЯ О ЧЕЛОВЕКЕ

Мы видели лишь то, чем является рабство по отношению к господству. Но оно есть самосознание, а потому нам нужно рассмотреть теперь, что есть оно в себе самом и для себя самого. На первых порах для рабства господин есть сущность; следовательно, самостоятельное для себя сущее сознание есть для него истина, которая, однако, для него еще не существует в нем. Но на деле оно имеет эту истину чистой негативности и для-себя-бытия в себе самом, ибо оно эту сущность испытало на себе.

А именно, это сознание испытывало страх не по тому или иному поводу, не в тот или иной момент, а за все свое существо, ибо оно ощущало страх смерти, абсолютного господина. Оно внутренне растворилось в этом страхе, оно все затрепетало внутри себя самого, и все незыблемое в нем содрогнулось.

Молодой Гегель — это мыслитель, которого занимают проблемы религии и того, что он называет позитивностью религии — иудейской.

Религиозно-этическая концепция человека в средневековой философии. Монастыри были и крепостями и центрами земледелия и очагами просвещения и культуры. Церковь стала хранительницей письменности и образованности в Европе. В условиях жесткого диктата церкви и гос власти ф. При этом одни хр. Так возникла лит-ра апологетов защитников христианста, а за ней возн.

Они стрем доказать, что хр.

ПОЧЕМУ МЫ БОИМСЯ? ЧТО ТАКОЕ СТРАХ?